psy_phyl_esse

Покушение на вечность

Путешествие мысли


Previous Entry Share Next Entry
ришелье
civil_disput wrote in psy_phyl_esse

УНИВЕРСИТЕТ И ГОСУДАРСТВО: «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»

Оригинал взят у civil_disput в УНИВЕРСИТЕТ И ГОСУДАРСТВО: «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
познайсебя
Начнем с того, на чем остановились в прошлый раз.
Мы говорили о «понятиях», определениях «понятий» и о знаках, при помощи которых строятся определения.
Знаки, напомню, это слова, хотя не только слова.
И, к слову сказать, лектор – это понятие, имеющее определение, состоящее из словесных и несловесных знаков.
Например, в прежнее определение лектора можно включить такие знаки: черный пиджак, рубашка темных тонов, очки, компьютер.
Но сегодня вы видите, что лектор пришел в другом пиджаке, надел другую, более светлую рубашку, а компьютер забыл дома.
Что изменилось? Ответ: набор знаков и определение.
Изменилось ли понятие?
Для вас – возможно, но, говоря о себе, я мог бы сказать, что я остался прежним. Что я не изменился.

Рассмотрим более общее понятие: человек.
Ребенок – это человек, или нет?
Пытаясь ответить на этот вопрос путем манипулирования знаками, мы запутаемся в противоречиях. Секс человеку разрешен, а ребенку недоступен. Человек должен работать, а ребенок – не должен. Рассматривая фотографии ребенка и человека, мы можем сделать вывод, что с внешней точки зрения это разные объекты. Но человек, глядя на свою фотографию в детстве, скажет: «это Я». Я остался прежним, только вырос. Теперь я взрослый, но я не изменился. Я – тот же мальчик/девочка, что на этой фотографии.

Получается, что понятие и меняется, и остается прежним одновременно.
Нет ни одного понятия, которое было бы лишено такого противоречия. Эта стена, эта чашка имеют некие определения, использующие некие наборы знаков, но изменится ли понятие «стена», «чашка», если мы поменяем знаки. И да, и нет.

Чтобы снять это противоречие, Гегель вводит в свою философию понятие «развития», замечая однажды, что всю его философскую систему можно свести к этому понятию и еще к одному, о котором позже, понятию «конкретного». Сразу сделаю важную оговорку. Хотя у Гегеля сказано в лекциях «развитие», более точным словом было бы «саморазвитие». Или развитие, обращенное на себя, того, что есть в себе.

Говоря о развитии понятия или о понятии как процессе развития, Гегель имеет в виду не то, что кто-то или что-то внешнее развивает это понятие, например, мы, а то, что понятие само себя развивает.

Более ясным этот момент станет дальше, а пока будем говорить о развитии безотносительно того, имеет ли оно внешний импульс или не имеет.

Например, всю математическую систему во всем ее многообразии можно в гегелевской системе представить как процесс саморазвития одного единственного понятия «число». Любые математические понятия выводятся или могут быть обратным путем сведены к понятию «числа».

Истина как понятие

Понятие «истины» в философии можно для удобства представить как аналог «числа» в математике. Мы должны иметь возможность все прочие понятия – будь то в науке, искусстве или в религии – вывести и свести к этому понятию, чтобы заявить: теперь истина, наконец, обнаружена.

Но после введения понятия «развитие» мы должны сделать это специфическим образом. Наша «истина» должна пониматься как нечто исходное и потому неизменное для себя и для других понятий, которые ссылаются на это исходное понятие и, в то же время, как нечто находящееся в процессе становления, и этот процесс становления «истины» должен также охватывать и становление всех других понятий, которые выводятся из их общего источника.

Осталось назвать слово.

Это мышление. Все понятия даны нам только как мысли. Логично предположить, что самое общее понятие, откуда эти понятия выводятся, и к чему они могут быть сведены, есть не что иное, как мышление, а скажем, не огонь и не вода, как полагали натурфилософы, или не большой взрыв, как все еще думают физики.
Только мышление способно мыслить самое себя, как догадался Фихте, и как писал ранее Парменид: «одно и то же – мысль, и то, о чем эта мысль».
Мышление об этом мышлении является одновременно источником всех понятий себя, и конечным продуктом этих понятий, как уже до Гегеля предположил Шеллинг, и как было написано задолго до них в храме Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя».

Из той посылки, что мышление является истиной, то есть самым общим исходным и конечным понятием, необходимо следует отсутствие носителя такого мышления. Ведь только мышление обусловливает все прочие понятия, само же оно как истина не должно быть связано условиями или происхождениями с чем-то внешним.

Поэтому в качестве понятия истины у Гегеля выступает «разумная действительность». Есть только действительность, которая мыслит самое себя, и нет ничего, к чему она была бы привязана как к условию своего мышления.

Более развернутое определение можно найти у Ю.В. Петрова:
Мыслящая субстанция (по Гегелю) – это деятельность, активность, причем «бесконечная деятельность», абсолютная (ничем иным не обусловленная) и свободная как в «негативном» (ни от чего не зависящая), так и в «позитивном» смысле: самоопределяющаяся, из себя самой развертывающая свои собственные определения.
Об истории понятия «субстанция» см. также:
http://civil-disput.livejournal.com/353612.html

«Все действительное – разумно, все разумное – действительно».

Весьма часто у Гегеля можно встретить и упрощенное синонимичное «разумной действительности» понятие – дух, а феномены, проявления духа называются термином, который теперь на русский язык не переводят: «гештальт». Прежде это слово переводили как «формообразование».

«Феноменология духа» - это книга, повествующая о «гештальтах». Когда Гегель в этой книге рассуждает о господском сознании и о рабском сознании, о нравственности, об образовании, о религии, о системе наук, о свободе, он создает портретную галерею «гештальтов».

Диалектика

Теперь, когда стало ясно, что развивающаяся истина у Гегеля есть мышление, которое мыслит само себя, ясно также и то, что это развитие представляет собой саморазвитие, развитие того, что находится внутри, а не внешнего.
Если приняты основные понятия философии Гегеля, его диалектика, описывающая процесс саморазвития, представляется довольно простым предметом. Разумная действительность мыслит о самой себе и тем самым создает «гештальты» - динамичные формообразования себя.
Каждый «гештальт» имеет источник саморазвития. Таким источником является конфликт между актуальной действительность (или наличным бытием) с одной стороны, и потенциальным бытием, уже содержащемся в актуальности этого «гештальта» в свернутом виде. Это конфликт, иными словами, асфальта и того, что пробивается сквозь асфальт.
Обе стороны конфликта имеют могущественных союзников в нашем мышлении. На стороне асфальта выступает Абстрактное.
Абстрактное – это охранитель, консерватор, стремящийся свести актуальность к фиксированному набору определений понятия и заявить, что понятие есть то-то и то-то, а иного не дано.
Носителя Абстрактного всегда узнаешь по «иного не дано».
Абстрактное есть в основе своей чувство единства понятия, победившее в прежних битвах и принявшее форму актуального «гештальта». «Гештальт» Абстрактное ассоциирует со своими устоявшимися определениями этого «гештальта».
В статье «Кто мыслит абстрактно?» Гегель дает популярное описание такого мышления. Он приводит в пример рыночную торговку, вступившую в конфликт с покупательницей, которая выразила сомнения в достоинствах ее товара.
Торговка отвечает примерно так: «Это мои-то яйца несвежие? Да ты сама несвежая! Твоя мать спала с французом и т.д.»
Торговка выступает в этом примере в роли охранителя, который воспринимает покушение на одно лишь его определение как покушение на «систему в целом».
С другой стороны, на стороне травы, пробивающейся через асфальт абстрактного единства, выступает Конкретное.
Конкретное – это критик недостатков существующего порядка вещей. Конкретное разбивает единство на частности, дает им «революционные» определения (например, что «яйца несвежие»), предлагает анализ ситуации и прогнозы.
Абстрактное, таким образом, соотносится с синтезом, данным в чувственной форме, а Конкретное с анализом этой формы, данным как проявление разумности.
Не следует думать, что одно лучше другого – Абстрактное и Конкретное лишь части механизма, и, к тому же, союзники прежнего и нового в процессе развития меняются местами. Победившее Конкретное становится Абстрактным в новом «гештальте» и начинает бороться с новым Конкретным.
Поскольку разумная действительность, строящая себя путем мышления, попеременно приобретает то абстрактные, то конкретные наличные формы, в целом верно было бы изобразить диалектический процесс в виде восходящей спирали, как это обычно и делают.

Методология и «гештальт»

Если попытаться ответить на вопрос, «в чем, прежде всего, состоит вклад Гегеля в мышление дельных людей и в человеческую практику», то первое, что приходит на ум, это слово «методология».
Методология – эта часть познания, которая обращена на механизм познания, та часть практики, которая обращена на механизм этой практики.
Идея, что теоретические и практические занятия должны включать некую методологию, механизм самопознания, представляет собой усвоенную часть философии Гегеля.
К неусвоенным урокам относится все, что связано с саморазвитием.
В этой связи мне кажется уместным обратить внимание на ту область практики, где оказались усвоенными обе идеи: и самопознание и саморазвитие.
Эта область невелика и сравнительно малоизвестна. У нас в стране эта область получила название педагогики разновозрастных коллективов. Такой коллектив представляет собой поток «гештальтов». «Гештальт» - это один ученик, который также является и учителем. Вот это совмещение ролей ученика и учителя в одном субъекте и создает «гештальт».
Если в традиционной педагогике учитель или коллективный учитель последовательно обучает учеников всех возрастных ступеней, то в разновозрастной педагогике ученики/учителя каждой ступени выступают в роли учителей младшей ступени и учеников старшей ступени.
Разница очевидна. Если из традиционной системы образования убрать учителей, система будет разрушена. Не будет учителей, не будет и учеников, не будет и школы. Если поменять программу на худшую, обучение ухудшится, на лучшую – улучшится. Иными словами, мы в случае с традиционной педагогикой имеем систему без внутреннего механизма саморазвития. Систему традиционной педагогики можно как-то развивать или угнетать ее развитие, но к саморазвитию она не способна.
Если поставить вопрос более широко и несколько его политизировать, то Университет, устроенный на таких принципах, никогда не сможет стать механизмом саморазвития общества и государства, такой Университет всегда будет слугой или библиотекой, фабрикой или лабораторией, однако он вряд ли в прежней форме станет субъектом истории.
С другой стороны, если из разновозрастной педагогики убрать любое ее звено, система не разрушится. Ее программу извне поменять невозможно, поскольку программа такого рода педагогики не есть нечто фиксированное, она всегда только становится в каждой клеточке живого организма, субъекта истории своего самопознания и саморазвития.
Такая система, в прямом смысле слова, представляет собой разумную действительность, конструирующую все свои определения из себя, ссылающуюся в каждый момент существования на свои собственные понятия, саморазвивающуюся и самопознающую, необусловленную ничем внешним. Внешняя сила неспособна оказать какого-либо воздействия на разновозрастный коллектив, но такой коллектив свободен в своих воздействиях на любые внешние силы.
К системе разновозрастной педагогики в полной мере можно отнести следующий фрагмент, обнаруживаемый у Гегеля:
«…наследование есть одновременно и получение наследства, и вступление во владение этим наследством. Оно является душой каждого последующего поколения, его духовной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его принципами предрассудками и богатствами; и вместе с тем это полученное наследство низводится получившим его поколением на степень предлежащего материала, видоизменяемого духом. Полученное, таким образом, изменяется, и обработанный материал именно потому, что он подвергается обработке, обогащается и вместе с тем сохраняется».
Что наследует себя, что видоизменяет себя? Разумная действительность, поток гештальтов, система понятий.
Надеюсь, этих моих кратких замечаний будет достаточно, чтобы обратить ваше внимание на ссылку ниже:
http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bib000fru.html



?

Log in